Холодная зима 1993 г. Около 18.00 мо московскому времени. Температура опустилась до 25 градусов ниже нуля, по Цельсию. На метро Нивки, на остановке автобуса № 30, плечом к плечу стоят люди. Во-первых, так теплее, а во-вторых нельзя терять стратегически важную позицию, так как по приезду автобуса открываются только передние двери (в связи с обилечиванием). И если ты стоишь в самом конце ожидающих, то существует большая вероятность непопадания в заветный ЛАЗик. А ведь время ожидания данного транспортного средства колеблется от 40 минут до полуторачасового отрезка времени.
  Вот так обстояли дела с транспортным собщением с Пуща - Водицей в середине 90-х годов. Но к счастью, все это в далеком прошлом. В настоящее время, в связи с глобальной маршруторизацией всей страны, добраться в Пуща-Водицу намного проще, быстрее и что самое главное - есть возможность выбора.

                      на главную

  Автобусный маршрут №30, долгое время связывающий Пуща-Водицу с метро Нивки, в настоящее время изменил маршрут, в связи с открытием новой станции метрополитена Академгородок.
  Автобус №30 следует по маршруту: метро Академгородок - 7-я линия (санаторий воинов - интернационалистов "Лесная поляна"). Стоимость проезда 50 копеек.Общее время следования в пути
25-30 минут.
  От метро Нивки в Пуща-Водицу можно еще добраться на таксобусе №226: Нивки - Пуща-Водица
(14-я линия)
. Стоимость проезда 1 грн. 25 копеек. Общее время следования в пути 25-30 минут.
  Также от метро Нивки можно доехать автобусом №14 до остановки Лесорассадник (конечная) и пересесть на все выше и нижеперечисленные (кроме трамвая) маршруты.

  Первый таксомоторный маршрут, который начал транспортное сообщение от метро Нивки в село Горенку (через Пуща-Водицу). Таксомоторный маршрут №719(426): посадка/высадка пассажиров на метро Нивки, позади остановки автобусов №14, №32, №226. Путь следования: ул. Туполева, Берковцы, Пуща-Водица,
с. Горенка, ул. Ленина (сельсовет). Стоимость проезда 1 гривна. Общее время следования в пути 25-30 минут.
  Обращаю Ваше внимание, что проезд в таксомоторном маршруте №719 (426) подорожал! На сегодняшний день он составляет 2 грн.
  Можно также отметить, что это единственный в городе машрут, который поднял цену на проезд до 2-х гривен, в связи с ростом цен на бензин. За что руководству данного маршрута отдельное "спасибо".
  При следовании от м. Нивки до остановки Лесорассадник - стоимость проезда 1 грн. 50 копеек
  Но основании каких факторов поднята цена на поезд в два раза - неизвестно. Водители что-то невнятно рассказывают о межгородском сообщении маршрута (конечная остановка находится в
с. Горенка, в 2-х км. от территориальной границы Пуща-Водицы 14-й линии). Но это не мешает руководству маршрута изымать полную стоимость проезда и с жителей Пуща-Водицы, хотя поселок находится в черте города. При этом парк автомобилей остался на прежнем уровне и увеличение не планируется. Поэтому с утра, в часы пик, выехать жителям Пуща-Водицы, даже за 2 гривны не представляется возможным.
   Так что данный маршрут единственный в г. Киеве с ценой проезда в 2 гривны!   Но на этом пальма первенства данного маршрута не заканчивается. Маршрут №719 стабильно и продолжительное время является самым низким по качеству обслуживания пассажиров в г. Киеве. Периодичность движения транспорта отсутствует полностью. Вечером время ожидания может затянуться до 20-30 минут. Также большая вероятность отправления последней машины с м. Нивки в промежутке с 23.10 до 23.20! Особенно в праздничные и выходные дни. Это связано с тем, что машины которые должны отправляться с м. Нивки отправляются в с. Мощун, чтобы забрать молодежь с дискотеки. Этот вечерний вариант намного предпочтительней, как по расстоянию, так и по количеству пассажиров.

  С открытием новой станции метрополитена Академгородок, с Пуща-Водицы стал курсировать новый таксомоторный маршрут №536.
  Маршрутное такси №536: Пуща-Водица (14-я линия) - ул. Булгакова (ул. Симиренко, ул. Григоровича-Барского, ул. Желудева, ул. Семьи Сосниных, бул. Кольцова). По ходу движения №536 следует через метро Академгородок (время следования с 14-й линии до метро 20 минут), "обойный рынок" (ул.Большая Окружная). Стоимость проезда 75 копеек. Общее время следования в пути 40-45 мин.
  В настоящее время количество маршрутных такси №536 сведено до минимума (2 или 3 машины). Поэтому ожидание данного транспортного средства может затянуться.
  Внимание, маршрут № 536, в настоящее время не функционирует.

  Обращаю внимание на открытие двух новых таксомоторных маршрутов:№170 и №366.
  Путь следования маршрута №170: Пуща–Водица (14-я линия) – пл. им. Шевченко - м. Минская , ул. Героев Сталинграда, м. Героев Днепра. Стоимость проезда 1 грн. 75 копеек
   Маршрут № 366: Пуща-Водица (14-я линия)- м. Академгородок - г. Вишневое (супермаркет "Фоззи"). Стоимость проезда 1 грн.
  Внимание, маршрут №366, в настоящее время, прекратил своё существование.

  И конечно-же, Пуща-Водицу, трудно представить без трамвайного маршрута №12. Этот старейший маршрут
г. Киева связывает Пуща-Водицу (14-я линия) с метро Контрактовая площадь. Стоимость проезда 50 копеек. Общее время следования в пути 1 час - 1 час 10 минут. Длина маршрута - 19 километров.
  Линия на Пуща-Водицу - самая старая из ныне функционирующих в г. Киеве - восходит корнями к 1900 году (электрифицирована в 1904 г.). Поэтому на данном маршруте хотелось-бы остановиться более подробно.

  Трамвай №12.
  До Революции к Пуща-Водице курсировали два маршрута №19 и №20, связывавшие несколько дачных посёлков (Пущу-Водицу, Горенку, Кинь-Грусть, Приорку) с Подолом и Верхним Городом соответстенно. №19 ходил чаще и даже использовал прицепы - основной пассажиропоток приходился именно на него. Но, восстановленый после известных военных действий, вернулся он уже не под №19, а под №12, так как число маршрутов в городе сократилось. Случилось это 4 мая 1922 года. Трасса "двадцатки" оказалась утерянной, и 12-й на долгие десятилетия станет монополистом в этом любимом всеми киевлянами лесном посёлке.
  Но в основном всё останлось по-прежнему: то же депо, те же двухвагонные поезда, та же загрузка. Лишь в начале тридцатых, когда опять была поднята проблема непропорционального роста Приорки по сравнению с Пущей, в помощь к нашему герою пришёл новый маршрут под №19. Такой номер он имел не зря, так как представлял собой просто укороченную версию 12-го (бывшего 19-го), и вагоны на него выделялись с пущеводицкого же направления. Сам же №12 продолжал работать в том же режиме. Интервал движения сокращался, а число вагонов росло крайне медленно - в этом просто не было необходимости, так как рост населения Пущи осуществлялся только за счёт сноса одноэтажных строений и строительства многоэтажек, но это произошло лишь в шестидесятые, а появившиеся санатории не смогли сколь-либо заметно повлиять на пассажиропоток. Потому и не удивительно, что до революции №19 курсировал с интервалом в 20 минут (плюс №20 раз в полчаса), а сейчас №12 ходит раз в 15-20 минут. Поезда правда уже не те - вагоны стали гораздо вместительнее - но принципиальных изменений с тех пор так и не произошло, несмортя на то, что прошло уже более восьмидесяти лет.
  Совершенно без изменений №12 просуществовал до войны, после неё был спешно восстановлен (к середине 1944 года; ключевой точкой был Вышгородский путепровод), и на него из последних сил были выделены несколько вагонов. В то время на маршруте эксплуатировались трёхвагонные поезда (из двухосных вагонов), чего никогда не случалось до этого, да и после - на лесной трассе было нужно развивать большую скорость, а одному вагончику это делать, имея два нагруженных прицепа "на хвосте", было крайне сложно, и ездили они довольно медленно. Поэтому когда весь подвижной состав был восстановлен, трёхвагонки немедленно разукомплектовали, хотя случались ещё выходы таких составов в середине пятидесятых.
  В конце сороковых в город стали поступать новые цельнометаллические вагоны МТВ (в Куренёвском депо они появятся чуть позже), а вскоре город начал производить и свои, в том числе и прицепы - одиночки на Пущу ходили довольно редко. Но двухосные машины продолжали здесь ходить до конца (пока они не ушли из Куренёвского депо), а в 1956 году даже происходила "обкатка" собственных вагонов КТВ-56, которые долго в Киеве не ходили и изготавливались в единичных экземплярах для других городов (в частности, Макеевки). В 1966 же году, когда Куренёвское депо специально для 19-го маршрута единовременно закупило несколько десятков чешских вагонов Татра Т3, их стали выпускать и на Пущу, при чём так как они были значительно легче собственных четырёхосников и больше подходили для "дальнобойной" трассы, МТВ и КТВ с маршрута вскорости исчезли и мигрировали на тот же №19. Новые вагоны тоже ходили в сцепках, и эта славная традиция была нарушена лишь в начале девяностых, когда кризис городского транспортного хозяйства привёл к сокращению парка, и на маршруте замелькали одиночки.
  Что касается линии, что с конца сороковых она также подвергалась небольшим изменениям. Так, в 1949 году были перенесены рельсы с Вышгородской на Старо-Забарскую, а в середине шестидесятых - и на Автозаводскую улицу. При этом по улице Фрунзе на отрезке от Куренёвки до Подольского спуска они были перенесены с середины улицы на обочину, чтобы лишний раз не мешать автотранспорту. В 1975 году при строительстве разворота вновь организованного 11-го маршрута произошли небольшие изменения на Подоле, а в начале девяностых была немного реконструирована трасса по Автозаводской. Вот, фактически, и всё. Ни на пассажиропопоток, ни на контингент пассажиров, ни на интервал движения, ни на количество задействованых вагонов это нисколько не повлияло.
  Нельзя не вспомнить, что с середины пятидесятых до середины восьмидесятых у №12 существовал "напарник", полностью покрывавший его, и следовавший от Пущи не только до Подола, а и до Вокзала. Номер он имел 25, а курсировал раз в час по расписанию. В середине девяностых появился ещё один пущеводицкий маршрут №7 - он ходил от Приорки, где находилась конечная трамвая №19 и нескольких троллейбусов. Городские власти приложили все усилия, чтобы уничтожить им №12 и заставить людей платить за дорогу к Пуще дважды (интервал нашего героя вырос далеко за полчаса, так как почти все вагоны были пущены на "семёрку"), но в конце концов справедливость восторжествовала, и №12 снова курсирует в прежнем режиме, хотя вместо поездов работают одиночки, а №7 обслуживают лишь несколько вагонов (хотя в настоящее время №7 делает несколько рейсов и только рано утром, в часы пик).
  Таким образом, трамвай №12 на сегодня является одним из старейших городских маршрутов, и главное - он, как никакой другой, сохранился с тех времён с точки зрения почти всех параметров. Ничто не смогло поколебить его репутацию, и ныне он является одним из основных в городе, несмотря на относительно высокий интервал движения.
  В подготовке данной статьи использованы материалы сайта kievget.km.ru.

Дата
Маршрут
Описание
1951
12
 Маршрут № 12 "Красная (Контрактовая) пл. - Пуща-Водица (14 линия)".
 Оборотный рейс: 39.0 км, 134-144 мин.
10.09.1954
25
 Открыт маршрут № 25 "Вокзал - Пуща-Водица".
 Оборотный рейс: 50.0 км, 182 мин.
17.06.1956
12К
 Открыт маршрут № 12К "Депо (им. Красина) - Пуща-Водица (14 линия)".
 Оборотный рейс: 33.9 км, 120 мин. Дата закрытия неизвестна.
01.05.1958
12
 Маршрут № 12"Красная (Контрактовая) пл. - Пуща-Водица (14 линия)".
 Оборотный рейс: 38.4 км, 130 мин.
01.07.1962
25
 Открыт маршрут № 25"Вокзал - Пуща-Водица" через Красную (Контрактовую) пл. в оба  направления. Оборотный рейс: 49.8 км.
01.07.1983
25
 Закрыт маршрут № 25"Вокзал - Пуща-Водица". В последнее время на нем работал один вагон  только в часы пик, с интервалом движения 166 минут.
07.07.1997
7
 Открыт маршрут № 7 "Пл. Шевченко - Пуща-Водица"(укороченная версия № 12).
 Построен разворот на пл. Шевченко со стороны Пуща-Водицы.

Вся информация опубликованная на данном сайте является собственностью сайта http://pustcha.narod.ru
При публикации, частичном или полном использовании, ссылка на http://pustcha.narod.ru обязательна
Хостинг от uCoz